Стратегические инициативы Президента РФ
  • Фамилия
    Имя
    Отчество
    Электронная почта
    Страна, регион, район Тверской области
    Адрес (почтовый)
    Телефон
    Вопрос/Обращение
    Загрузить файл:
     
    Я согласен на обработку моих персональных данных 
    при подготовке ответа



     
Написать письмо
Туристический портал Тверской области
Государственные услуги

Версия для слабовидящих
Контакты
Версия для печати
Типовые вопросы и ответы в части оплаты труда работников учреждений культуры и искусства
Типовые вопросы и ответы в части оплаты труда работников учреждений культуры и искусства

1. Каким категориям работников учреждений культуры в соответствии с Указами Президента Российской Федерации предусмотрено повышение оплаты труда?

 

Ответ: Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в части повышения заработной платы отдельных категорий работников предусмотрено:

·      работникам учреждений культуры доведение к 2019 году средней заработной платы до средней заработной платы в соответствующем регионе;

·      преподавателям и мастерам производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования доведение к 2019 году средней заработной платы до средней заработной платы в соответствующем регионе;

Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» предусмотрено доведение оплаты труда педагогов учреждений дополнительного образования детей, в том числе педагогов в системе учреждений культуры, до уровня не ниже среднего для учителей в регионе.

 

2. Кто отвечает за повышение оплаты труда в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждениях?

Ответ: Согласно статье 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

·      в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

·      в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Таким образом, вопросы о порядке и условиях оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений, в том числе вопросы повышения оплаты труда, относятся к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Порядок и условия оплаты труда работников сферы «Культура» утверждены:

·      в государственных учреждениях культуры и искусства Тверской области - постановлением Правительства Тверской области от 14.09.2017
№ 306-пп «О порядке и условиях оплаты и стимулирования труда в государственных учреждениях культуры и искусства Тверской области» и постановлением Администрации Тверской области от 02.12.2008 № 454-па «О системе оплаты труда в государственных учреждениях Тверской области;

·      в образовательных организациях сферы «Культура» - постановлением Правительства Тверской области от 18.08.2017 № 247-пп «О порядке и условиях оплаты и стимулирования труда в отдельных организациях сферы образования»

 

3. Кто относится к педагогическим работникам образовательных организаций сферы «Культура»?

 

·      Согласно части 19 статьи 2, частям 20 и 21 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон) педагогический работник - это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

·      Организациями, осуществляющими образовательную деятельность, являются образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение (организация, осуществляющая обучение, - юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности).

·      Согласно статье 31 Закона, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, социальное обслуживание, вправе осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным образовательным программам на базе создаваемых специализированных структурных подразделений, деятельность которых регулируется положением, разрабатываемым и утвержденным организацией, осуществляющей обучение.

·      В соответствии со статьей 91 Закона образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

·      Таким образом, при отсутствии лицензии на образовательную деятельность организация не может быть признана организацией, осуществляющей обучение, следовательно, ее работники не являются педагогическими работниками.

4. Как будет реализовываться Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в части повышения заработной платы работникам сферы «Культура» в 2019 году?

 

Ответ: В соответствии с Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2019 год, утвержденными решением Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2015 года:

·      в 2019 году рекомендуется обеспечить уровень заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы в размерах не ниже уровня, достигнутого в 2018 году при реализации указов Президента Российской Федерации;

·      обеспечить выполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 по доведению средней заработной платы работников учреждений культуры до средней заработной платы в соответствующем регионе. При этом повышение заработной платы работников учреждений культуры осуществляется не только за счет выделяемых на эти цели бюджетных ассигнований, но и за счет средств, поступающих от приносящей доход деятельности, а также средств, получаемых от оптимизационных мероприятий и мероприятий, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов.

 

5. В отношении каких категорий работников учреждений культуры с 2019 года обеспечивается сохранение установленного Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 показателя оплаты труда работников учреждений культуры?

 

Ответ: Во исполнение поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в 2019 году и последующие годы необходимо обеспечить недопущение снижения установленного Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 (далее – Указ № 597) показателя оплаты труда работников учреждений культуры.

Предусмотренное Указом № 597 повышение оплаты труда работников учреждений культуры касается всех работников, состоящих в штате учреждения, без разбивки по категориям персонала, включая основной, административно-управленческий и вспомогательный персоналы.

 

 

6. Методика расчета средней заработной платы работникам учреждений культуры Тверской области.

 

Ответ: Методика расчета фактического уровня средней заработной платы отдельных категорий работников (далее – Методика), определенных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и от 1 июня 2012 г.№ 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы», по отношению к средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012
№ 2190-р «Об утверждении программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы» (далее – Программа).

В соответствии с утвержденной приложением № 5 Программы Методикой расчет фактического уровня средней заработной платы работников учреждений культуры, осуществляется на основе официальной статистической информации о средней заработной плате работников учреждений культуры, полученной по результатам организованного Федеральной службой государственной статистики федерального статистического наблюдения государственных и муниципальных учреждений культуры, итоги которого формируются за I квартал, первое полугодие, 9 месяцев и год (начиная с отчета за I квартал 2013 г.).

Расчет средней заработной платы работников учреждений культуры по Тверской области производится на основании агрегирования по всем учреждениям культуры государственной и муниципальной форм собственности, осуществляющим деятельность на территории Тверской области, данных о фонде начисленной заработной платы и численности работников учреждений культуры Тверской области.

Показатель средней заработной платы работников учреждений культуры исчисляется в отношении работников списочного состава по основной работе делением фонда начисленной заработной платы работников списочного состава (без фонда заработной платы внешних совместителей и фонда заработной платы по договорам гражданско-правового характера с лицами, не являющимися работниками учреждений) на среднесписочную численность работников (без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) и на количество месяцев в периоде. При этом в сумму начисленной заработной платы работников списочного состава по основной работе включается оплата труда по внутреннему совместительству, а также вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, заключенным работниками списочного состава со своим учреждением.

Средняя заработная плата по работникам учреждений культуры за соответствующий период сопоставляется со средней заработной платой в Тверской области за тот же период.

 

7. От чего зависит средняя заработная плата работников учреждений культуры?

 

Ответ: В соответствии с постановлением Правительства Тверской области от 14.09.2017 № 306-пп «О порядке и условиях оплаты и стимулирования труда в государственных учреждениях культуры и искусства Тверской области» условия оплаты труда, включая размер должностного оклада (оклада) работника (рабочего), компенсационных выплат и стимулирующих выплат, являются обязательными для включения в трудовой договор.

В соответствии с Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы оплата труда работников учреждений культуры осуществляется в зависимости от качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ) и эффективности деятельности работников по заданным критериям и показателям.

Показатели эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений культуры и искусства Тверской области определены в Положении о порядке и условиях оплаты и стимулирования труда в государственных учреждениях культуры и искусства Тверской области, утвержденного Постановлением Правительства Тверской области от 14.09.2017 № 306-пп.

Следовательно, средняя заработная плата работников учреждений культуры Тверской области зависит:

·      от типов и видов учреждений (библиотеки, культурно-досуговые учреждения, музеи, прочие учреждения);

·      от группы по оплате труда (ведущие, I, II III, IV группы, вне группы);

·      от категории установленной специалистам муниципальных учреждений (главный, ведущий, I, II категории, вне категории);

·      от объема платных услуг, оказываемых учреждениями культуры в данных муниципальных образованиях.

 

8. Как осуществляется внедрение «эффективного контракта»?

 

Ответ: В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом.

К обязательным условиям трудового договора относятся: трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы); дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с Кодексом или иным федеральным законом; условия оплаты труда и др. (ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации).

Во исполнение подпункта «е» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2013 г. № 2190-р утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы (далее - Программа).

В соответствии с Программой «эффективный контракт» – трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а так же меры социальной поддержки. Изменение условий оплаты труда является изменением условий, определенных сторонами трудового договора, и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При введении «эффективного контракта» в отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда. Условия получения вознаграждения должны быть понятны работодателю и работнику и не допускать двойного толкования. Примерная форма трудового договора с работником государственного (муниципального) учреждения, соответствующая «эффективному контракту», приведена в Приложении № 3 Программы.

На основании письма Министерства культуры Российской Федерации от 02.02.2016 № 29-01-39-НМ необходимо обеспечить 100% перевод работников государственных и муниципальных учреждений культуры на «эффективный контракт» по форме трудового договора № 3 Программы.

 

9. Как ведется разработка системы нормирования труда в учреждениях культуры?

 

Ответ: Приказом Минтруда России от 30.09.2013 № 504 утверждены Методические рекомендации по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях.

В целях совершенствования системы нормирования труда работников учреждений в сфере культуры Минкультуры России утверждены следующие типовые отраслевые нормы труда на работы, выполняемые:

 в библиотеках – приказ Минкультуры России от 30.12.2014 № 2477 (зарегистрирован Минюстом России 12.05.2015 № 37244);  

в зоопарках, фильмофондах, музеях и других организациях музейного типа – приказ Минкультуры России от 30.12.2014 № 2478 (зарегистрирован Минюстом России 07.05.2015 № 37153);

 в культурно-досуговых учреждениях и других организациях культурно-досугового типа – приказ Минкультуры России от 30.12.2015 № 3448 (зарегистрирован Минюстом России 02.02.2016 № 40938);

в организациях кинематографии – приказ Минкультуры России от 21.07.2017 № 1226 (зарегистрирован Минюстом России 05.09.2017 № 48080).

Также утверждены методические рекомендации по формированию штатной численности государственных (муниципальных) учреждений культуры с учетом отраслевой специфики:

для библиотек, фильмофондов, зоопарков, музеев и других организаций музейного типа (приказ Минкультуры России от 30.12.2014 № 2479);

для культурно-досуговых учреждений и других организаций культурно-досугового типа (приказ Минкультуры России от 30.12.2015 № 3453); 

для организаций кинематографии (приказ Минкультуры России от 21.07.2017 № 1227).

Кроме того, Министерством культуры РФ разработаны разъяснения по введению и применению типовых отраслевых норм труда:

по введению нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях культуры с указаниями особенностей введения типовых отраслевых норм труда в библиотеках, фильмофондах, зоопарках, музеях и других организациях музейного типа, утвержденных приказами Минкультуры России от 30.12.2014 № 2477 и № 2478 (письмо Минкультуры России от 03.07.2015 № 231-01-39-НМ);

по особенностям введения типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в культурно-досуговых учреждениях и других организациях культурно-досугового типа (письмо Минкультуры России от 14.07.2016 № 217-01-39-НМ);

по особенностям введения типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в организациях кинематографии (письмо Минкультуры России от 11.10.2017 № 345-01.1-39-НМ).

Указанные приказы, методические рекомендации и разъяснения размещены на официальном сайте Минкультуры России.

В государственных (муниципальных) учреждениях исполнительского искусства, где применяется поспектакльная оплата труда для артистического и художественного персонала, рекомендуется: размер заработной платы рассчитывать исходя из разовой концертной ставки и месячного количества выступлений. Размер разовой концертной ставки (за спектакль, выступление, постановку) определяется путем соотношения размера должностного оклада артистического и художественного персонала к месячной норме выступлений, постановок, установленной учреждением самостоятельно.

Размер заработной платы, зависимый от нормы выступлений (постановок), при перевыполнении установленной нормы рассчитывать пропорционально ее перевыполнению.

 

10. Каков минимальный размер оплаты труда для работников организаций, финансируемых из областного бюджета Тверской области, бюджетов муниципальных образований Тверской области (МРОТ) в 2019 году?

 

Ответ: В соответствии с нормами действующего законодательства, для работников организаций, финансируемых из областного бюджета Тверской области, бюджетов муниципальных образований Тверской области установлена минимальная заработная плата –11 280 руб.

 

9. Сроки выплаты заработной платы?

 

Ответ: В соответствии с частью 6-ой статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором. Иные сроки выплаты заработной платы могут быть установлены лишь для отдельных категорий работников и только федеральным законом.

В соответствии с частью 8 статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации при совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня.

 

11. Какая ответственность предусмотрена действующим законодательством за задержку заработной платы?

 

Ответ: В соответствии со статьей 142 Трудового кодекса Российской Федерации в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы.

В соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Административная ответственность. В соответствии со статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации нарушение законодательства о труде и об охране труда.

Уголовная ответственность. В случае, если в результате проведенных надзорных мероприятий были выявлены нарушения, содержащие признаки преступлений, предусмотренных статьями, в частности 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, уполномоченные должностные лица Роструда и его территориальных органов обязаны направить материалы проверки в следственные органы для рассмотрения в установленном законодательством порядке вопроса о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности.